Хип-хоп (англ. Hip-hop) — молодежная субкультура, появившаяся в США в конце семидесятых годов прошлого века в среде афроамериканцев. Для нее характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода, танцевальные стили, графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу девяностых хип-хоп стал частью молодежной культуры во многих странах мира.
Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с четко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем. Хип-хоп-танец — это объединяющий термин для многих танцевальных стилей и направлений.
Мультитехничность и открытость хип-хопа для экспериментов и импровизации объясняет сложность классификации его направлений по стилям и техникам. Яркой чертой этого танцевального направления является его характер, актерская составляющая. Естественность здесь сочетается с движениями, совершенно не свойственными человеческой биомеханике. Наилучшие качества исполнителя хип-хоп танца проявляются в форме танцевального противостояния, иногда даже агрессии.
Самоуверенность и самоутверждение не допускают сентиментальности и жеманности: хип-хоп-танцы — для уверенных, пафосных и упертых людей. Но нельзя считать, что хип-хоп-танцы — агрессивные и злые. Главная цель танцора — завоевать симпатию зрителя, и потому хип-хоп позитивен и добр. Юноши и девушки стремятся с помощью танца показать себя в наилучшем свете и привлечь противоположный пол. Отсюда множество сексуально привлекательных движений бедрами.
Как в афро-джазе, так и в хип-хопе присутствует некая расслабленность, движения как бы обращены в пол. Это объясняется тем, что в верованиях африканских народов Бог обитает не на небе, а под землей. Поэтому поклоняются ему, обращаясь к земле. Отсюда низкая посадка корпуса и всегда немного расслабленные колени в танце.
Первым музыкальным сопровождением для африканских танцев были тамтамы, поэтому и хип-хоп в дальнейшем получил хорошую ритмическую основу.
Несмотря на ежегодно меняющуюся моду в хип-хопе, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (обычно с прямыми козырьками) известных брендов (напр. Reebok, Roca Wear, FUBU, Wu-Wear, Sean John), футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, надвинутые на брови лыжные шапки, мешковатые штаны (так называемые «трубы»), приспущенные широкие шорты. Прически короткие, хотя распространены и короткие африканские косички. Популярностью у рэперов пользуются массивные украшения (цепи, медальоны и пр.).
Перечень современных танцевальных стилей почти бесконечен, но можно выделить основные направления, вошедшие в культуру хип-хопа или созданные непосредственно в ней.
Уличные танцы, или стрит (Street Dance) появились в Нью-Йорке в тридцатые годы прошлого века. Степ и линди-хоп — вот с чего начинался стрит-дэнс. Стрит-дэнс, который танцуют сегодня, зародился в 1970-х годах, в основе его — такие стили, как локинг и поппинг. А в поздних семидесятых — начале восьмидесятых появился брейк.
Со временем стили развивались, к середине восьмидесятых появились первые хаус-биты, а вместе с ними обретали популярность новые движения и шаги. Так началась новая эра хип-хопа, которая считается базой стрит-дэнса. Сегодня существует целый набор направлений: New Style, Locking, Popping Boogaloo, Breaking, Crump, Hype (New Jack swing) и другие.
Брейк (breaking) начался с Good Foot, единственного танца, в котором падение на землю сочетается с элементами вращения.
В конце шестидесятых — начале семидесятых годов появились танцоры, которые ввели весьма своеобразные движения под музыку. Так родился танец, получивший свое название благодаря пластинке легендарного Джеймса Брауна «Good Foot». Появились так называемые b-boys (break-boys) — парни, танцующие под ломаные ритмы музыки; отсюда и название «брейк»: break beat — ломаный ритм. Эти ребята, объединяясь в команды, устраивали на улицах танцевальные битвы — батлы (англ. battle). Благодаря взаимодействию с соперником и публикой, такие состязания дают пространство для импровизации и движений, которые редко встречаются на выступлениях и шоу. Из-за батлов возникло мнение, что брейк берет свое начало от способа выяснения отношений между соперничающими бандами на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов. Однако это не больше чем спекуляции СМИ на популярности танца: даже если он и использовался как посреднический инструмент, то без особого успеха. Наоборот, часто случалось, что такие батлы вызывали новую волну насилия.
Победителями в выступлениях признавались те, кто мог исполнить как можно больше новых и сложных по исполнению движений, фризов, быстрых и частых забежек, которые не могли повторить соперники. Благодаря популярности легенды фанка Джеймса Брауна и быстрому росту количества брейк-команд, брейк из соревнования между бандами перерос в феномен поп-культуры.
Локинг (Locking, или Campbellocking) — это танец, в котором после каждого движения следует остановка. «Each move is locked» — «каждое движение закрыто», т. е. завершено. Cтиль одежды танцоров локинга — брюки на подтяжках, тельняшки, галстуки и перчатки.
Поппинг Бугалу (Popping Boogaloo) — стиль танца, основанный на технике быстрого сокращения и расслабления мышц в такт музыке, в сочетании с различными движениями и позами. Как и другие уличные танцы, поппинг часто используется в батлах. В конце семидесятых распространению поппинга активно способствовала группа, именуемая Electric Boogaloos из Калифорнии. Electric Boogaloos состоялись в 1975—1976 годах, их основатель — Сэм Соломон (a. k. a. Boogaloo Sam). Танцуя, Сэм при каждом сокращении мышц произносил слово «pop», в конечном счете дав танцу название поппинг.
Другие тесно связанные с ними стили, такие как робот, появились еще до поппинга (некоторые считают, что даже поппинг появился в конце шестидесятых, в Оклэнде, в Калифорнии). Распространению поппинга и родственных стилей способствовали фильм «Breakin» и средства массовой информации, которые, однако, внесли и некоторую путаницу, относя эти стили целиком к брейк-дансу.
Новый стиль (New Style) — всеобъемлющее и многообразное танцевальное направление в современном хип-хоп-движении. Новый стиль формировался по мере того, как хип-хоп-музыка обретала новые формы; стали появляться новые и новые танцевальные стили. В 90-х музыка хип-хоп, эволюционируя, вышла за пределы фанка, став более медленной, тяжелой и агрессивной. Большинство новых танцевальных направлений, в отличие от их популярного предшественника — брейка, акцентировали внимание на движениях верхней части тела.
Однако вряд ли можно однозначно назвать New Style отдельным танцевальным направлением: это скорее танец, который стал комбинацией прежних стилей; танец, вобравший в себя разные движения, представив их в новой версии. New Style характеризуется особой мягкой, спокойной, внешне расслабленной манерой подачи движений и одновременно сжатой внутренней энергией. Эту внутреннюю силу танцор использует, чтобы оставаться в танце спокойным и свободным, создавая эффект непринужденного, импровизированного исполнения. Определяющее значение придается импровизации и свободному полету сознания, умению слушать музыку, выделяя в ней смысловые акценты и подспудные темы мелодии. Уникальная техника и пластика раскрепощенного, непринужденного Нового стиля производит невероятное впечатление и пользуется у танцоров широчайшим успехом.
Лос-Анджелесский стиль хип-хопа (LA Style) — это, в первую очередь, упор на представление. Он может включать в себя иные, не смежные с хип-хопом стили (jazz, jazz-modern) и поэтому используется для шоу и постановок в клипах, рекламе. Импровизация считается слабой стороной этого стиля, он больше акцентирован на точности, выразительности и красоте движений.
Крампинг — один из новейших танцев, широко распространившийся среди молодежи США и некоторых стран Европы, — часто путают с клоунингом: они родственны по форме и происхождению, но и различия между ними очевидны. У того и другого стиля одинаковая скорость и похожие ритмичные движения, раскачивание и подрагивание корпусом, необычные сгибания спины и мощные движения грудного отдела (chest-pop), — все это можно назвать The Krump, или сильные, качающие амплитудные удары.
Крампинг — достаточно агрессивная форма танца, его предназначение — выражать гнев, давать волю эмоциям через сильные, тяжелые и драматичные шаги. Большая вариативность, индивидуальность и динамичные, мощные движения — вот фундамент Крампа. Основная идея этого движения — умение донести до соперника или зрителя смысловую нагрузку танца: что породило твой гнев, на кого он направлен и что ты хочешь сказать или доказать. Базовая техника крампинга отталкивается от старой школы хип-хопа и би-боинга. Но, в силу своей эмоциональной самобытности, она постоянно развивается и усложняется, требуя от танцора совершенного исполнения жестких движений, тряски, наклонов. Также любой из стилей крампинга предполагает физический контакт между танцорами, напоминающий зрителю драку.
Крамперам часто приписывают манеру разрисовывать себе лица, но это ошибочное мнение. На самом деле это применимо к клоунингу (стиль старой школы). В конечном счете разрисовывание лиц — это дело выбора.
Крип (Crip Walk или C-Walk) — стиль современного уличного танца, ориентированный на виртуозную импровизированную работу стоп. Он появился в начале 1970-х годов в Комптоне, бедном пригороде Лос-Анджелеса, и исполнялся под рэперские речевки. В начале 80-х годов в Южном Централе Лос-Анджелеса Crip Walking стал развиваться как символический танец банды Crips, из-за чего и получил свое название. Участники группировки использовали ловкие движения ног для того, чтобы изображать свое имя или подавать знаки, вводить в банду новых членов.
В конце 90-х движения Crip Walking’a вошли в состав базовых элементов хип-хопа. Сегодня этот танец известен как Crip Walk и имеет несколько разновидностей: Clown Walk — более быстрый стиль, с добавлением элементов развлекательного характера, и Crown Walk — это синтез ритма Crip Walk и движений Clown Walk. Целью возникновения этих разновидностей было приобщение подрастающего поколения к танцу, а не к бандитизму, и адаптация Crip Walking’a, изначально возникшего как набор гангстерских, клановых жестов и символик, к хип-хоп-культуре.
Как и всякое искусство, танец способен дарить ни с чем несравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и свое тело, выразить все свои чувства. В следующих обзорах мы расскажем о клубных танцах (ритм-энд-блюз, гоу-гоу, тектоник, хаус и т. д.), а также о латиноамериканских, ирландских и других танцах, объединяющих тысячи людей во всем мире.